Александр Новак: Электроэнергетика будущего

18.12.2020

Полностью безуглеродные источники электрогенерации составляют в выработке более трети (35.9 %): ГЭС – 17,4 %, АЭС – 18,5 %. Плюс формирующаяся отрасль ВИЭ – ещё 0,2 %. Из углеродных источников ещё 49,7 % выработки приходится на газ – наиболее экологически чистый вид топлива. То есть более четырёх пятых (85,6 %) произведенной электроэнергии уже сегодня приходится на безуглеродные или низкоуглеродные источники, а к 2035 году – этот показатель будет уже почти 90 % (88,6 %). До 2035 года предусматривается ввод новых 78,6 ГВт генерирующих мощностей, из них 16,8 ГВт на АЭС, 2,2 ГВт на ГЭС, 50,1 ГВт на ТЭС, в том числе 41 ГВт на газе и 8,9 ГВт на угле, 9,5 ГВт ВИЭ. Только в 2019 году по сравнению с 2014 годом ТЭС России снизили выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 19,6 % (среднее снижение – 3,3 % в год), парниковых газов – на 6,48 % (среднее снижение – 1,1 % в год). На государственном уровне уделяется значительное внимание развитию возобновляемых источников энергии. Для России, которая имеет огромные запасы углеводородных ресурсов, это важно по двум основным причинам. Первая – электроснабжение удаленных и труднодоступных регионов страны. Вторая – сохранение лидирующих позиций на мировых энергорынках, что в будущем может стать невозможным без достаточно высокого уровня компетенций в возобновляемых источниках энергии.

В 2019 г. ввод новых объектов ВИЭ в России составил 594 МВт. По итогам 2020 года объем вводов прогнозируется на уровне 1150 МВт, что выше прошлого года на 93 %, в результате установленная мощность объектов ВИЭ в ЕЭС России достигнет порядка 2,85 ГВт. В течение последних пяти лет мы наблюдаем рост конкуренции на рынке ВИЭ. Следствием этого становится постепенное снижение затрат на производство возобновляемой энергии как по миру в целом, так и в нашей стране. В 2016–2019 годах средняя величина плановых капитальных затрат по проектам на 1 кВт установленной мощности значительно снизилась: в солнечной энергетике этот показатель по итогам 2019 г. упал на 59,5 % по сравнению с 2015 г., в сфере ветрогенерации за аналогичный период – на 58,2 %. Наращивается не только выработка электрической энергии на базе ВИЭ, но и производственная база этой новой для отечественного энергомашиностроения отрасли. Например, в прошлом году, после завершения второго этапа модернизации завода «Хевел» в Новочебоксарске, годовой объем выпуска гетероструктурных солнечных модулей увеличен со 160‑ти до 260 МВт, что позволило на 50 % обеспечить текущие потребности российского рынка солнечной энергетики. В секторе ветроэнергетики в 2019 году началась отгрузка первых лопастей для ветрогенераторов, изготовленных на ульяновском заводе, для строительства ветропарка в Ростовской области, также завершилась сборка первых гондол ветровых турбин в России. При этом для нас важно сделать технологии производства ВИЭ экспортно-­ориентированными. В этом году правительство России уже предусмотрело возможность применения механизмов поддержки экспорта генерирующего оборудования, применяемого при производстве электроэнергии с использованием ВИЭ. Планируем распространить эту практику и на программу поддержки ВИЭ на оптовом рынке после 2024 года, введя условие соблюдения целевых показателей по экспорту оборудования ВИЭ и услуг, связанных с его проектированием и установкой, в систему требований, которые предъявляются к участникам конкурсных отборов проектов ВИЭ на оптовом рынке. Соответствующие проекты нормативных документов рассматриваются правительством Российской Федерации.

Сегодня в нашей стране создаются условия для развития возобновляемых источников энергии на только на оптовом, но и на розничных рынках электрической энергии, в том числе для самого малого их сегмента, а именно – микрогенерации (до 15 кВт) на основе ВИЭ. Приняты законы, которые упрощают процедуру размещения объектов микрогенерации, предоставляют их владельцам возможность продавать излишки вырабатываемой электроэнергии на розничных рынках и создают налоговые стимулы для развития этого сектора. Необходимые подзаконные акты будут приняты правительством Российской Федерации в ближайшее время. Важно отметить, что они предусматривают, в том числе, льготные условия присоединения объектов микрогенерации к электрической сети, что сделает такие проекты доступным для широкого круга граждан. Кроме того, летом этого года приняты изменения в нормативную базу, что существенно оптимизирует процедуру конкурсных отборов проектов ВИЭ на розничных рынках (установленной мощностью до 25 МВт). В результате инвестор получит гарантированную цену на электрическую энергию на весь период окупаемости инвестиционного проекта и, соответственно, возможность конкурировать по критерию минимальной цены на электрическую энергию, что дает стимул для внедрения наиболее эффективных для соответствующего региона проектов строительства ВИЭ-генерации. За счет этих мер обеспечивается как сокращение ценовой нагрузки на конечных потребителей, так и выбор наиболее современных и эффективных технологий производства энергии. Решающее значения в большинстве секторов промышленности, в том числе в электроэнергетике, будет играть интеллектуализация и цифровизация всех технологических процессов. «Умные» электрические сети в сочетании с потребительскими сервисами выведут качество работы энергосистемы на новый уровень, позволяя менять ее режим работы в реальном времени, снижая тем самым количество технологических нарушений и ускоряя восстановление после них. Показательно, что в ситуации с пандемией, когда мы столкнулись с ограничением мобильности, предприятия электроэнергетики, где опережающее внедрение цифровых технологий ведется не первый год, смогли грамотно внедрить уже существующие наработки и в кратчайшие сроки реализовать новые цифровые форматы. Мы видим, что в современных условиях цифровизация может стать самой настоящей движущей силой технологического прогресса. В настоящее время продолжается работа над «Стратегией цифровой трансформации электроэнергетики». В документе будут отражены основные показатели эффективности цифровой трансформации компаний и целевое видение будущей модели отрасли в целом на среднесрочном (до 2024 г.) и долгосрочном (до 2035 г.) горизонтах планирования.

ссылка на источник:

Comments are closed.