Солнечно-дизельная электростанция — беспроигрышный вариант для тех географических мест, где экономически нецелесообразно строительство дорогостоящей электросетевой инфраструктуры, а климатические условия позволяют использовать их с максимальной эффективностью.
В дневное время потребность в электроэнергии в таких системах обеспечивается солнечными элементами, а в ночное время — от блока аккумуляторных батарей и дизель-генератора. Это позволяет вполовину снизить затраты на покупку дизельного топлива.
В марте 2013 года в селе Яйлю Турочакского района республики Горный Алтай запущена в эксплуатацию первая в стране автономная дизель-солнечная электростанция. Она полностью обеспечивает потребности в электроэнергии всех жителей села, численностью около 200 человек.
Алтай для воплощения такого замысла был выбран не случайно. Во-первых, село Яйлю расположено в охраняемой зоне Алтайского заповедника, на берегу знаменитого Телецкого озера. Это очень отдаленное и таежное место. Село практически отрезано от внешнего мира тайгой и бездорожьем.
Второй предпосылкой послужило то, что в алтайском регионе активно развивается солнечная энергетика. Республика Алтай является лидером по количеству и суммарной мощности объектов солнечной генерации.
Планируется, что помимо своего прямого применения, электростанция станет учебной площадкой для студентов-электромехаников Горно-Алтайского университета и еще нескольких ВУЗов Алтайского края.
На начало 2014 года на территории республики действовало более 200 солнечных и ветро-солнечных установок. Их суммарная мощность превышала 260 кВт. В регионе уже накоплен определенный опыт строительства и есть подготовленные кадры, для обслуживания объектов солнечной энергетики.
Новая электростанция в селе Яйлю была построена всего за полгода. Проектированием и строительством занималось ЗАО «Ротек», при участии ООО «Солнечная энергия», инженерные и монтажные работы выполняли сотрудники ООО «Авелар Солар Технолоджи». Новые тонкопленочные фотоэлектрические модули тандемного типа предоставила компания «Хевел».
Ориентировочные показатели:
- стоимость проектирования, строительства и оборудования составила около 7 млн. рублей;
- срок службы дизель-солнечной электростанции рассчитан на 25 лет;
- проектная мощность станции 100 КВт, во время пиковой нагрузки 140 КВт;
- проектная мощность фотоэлектрических модулей 60 КВт;
- установлено 480 элементов в современных панелях немецкого производства.
Системы управления настроены так, что работают в автоматическом режиме, а и управление и корректировка осуществляются через спутниковую связь из Москвы.
Первые три месяца электростанция работала в тестовом режиме и показала очень хорошие результаты. Было выработано почти 16 тыс. кВт*часов электроэнергии. «Проект полностью оправдал наши ожидания» — озвучили инженеры компании «Солнечная энергия». Теперь ученые считают, что установка этой гибридной электростанции станет началом крупномасштабного развития и внедрения солнечной энергетики в России, в первую очередь, в удаленных от электрических сетей регионах: Дальний Восток, Тува, Бурятия, южная Сибирь.